Современный мир требует от человека выполнения одновременно несколько видов действий.
Такая деятельность связана с распределением внимания , т.е. одновременного сосредоточения внимания на разных объектах и процессах с разной степенью концентрации. Например, одна из задач может получить 30% внимания, другая 20 %, а третья 50%.
Умение распределять внимание формируется на практике. И главным условием успешного совмещения деятельности является уверенное овладение человеком этой деятельностью.
Умению хорошо распределять внимание приписывают способность к многозадачности. На самом деле это не совсем так.
Многозадачность-это возможность выполнять несколько действий одновременно, переключаясь с одной задачи на другую. Таким образом многозадачность-это не процесс распределения, это процесс переключения внимания. И все зависит от скорости этого переключения.
Способность к многозадачности привлекает возможностью повысить эффективность в работе и при этом существенно сэкономить потраченное время.
Но так ли это?
В большинстве случаев многозадачность мешает сосредоточиться и снижает концентрацию внимания, в следствие чего становится сложно управлять распределением внимания. Человек становится рассеянным , чаще переключается на посторонние стимулы и допускает ошибки.
На самом деле мозг итак работает в режиме многозадачности в любой момент времени в фоновом режиме , обеспечивая процесс жизнедеятельности. Но на первом плане всегда будет что-то одно. Что именно-зависит от задач и потребностей.
Итак, исследования показали, что режим многозадачности негативно влияет на когнитивные способности человека. А именно, многозадачность снижает память, внимание, способность к концентрации, повышает утомляемость при выполнении умственной работы.
Так что же делать и стоит ли жить в режиме многозадачности? Что поможет быть по настоящему эффективным?
Помогут «инструменты» управления вниманием:
– фокусировка
– удержание-это концентрация на чем-либо достаточно продолжительное время. Это помогает не отключаться от достижения цели и удерживать ее достижение в своем внимании столь долго, сколько необходимо.
– выделение и игнорирование- это концентрация на задаче и отказ от отвлечения на посторонние раздражители
– переключения – это действия при обилии стимулов, требующих внимания
Итак, режим многозадачности за счет распределения внимания невозможен. Но для того, чтобы он мог существовать в работе человека, необходимо сочетание некоторых качеств, которые в целом помогают обеспечить этот режим:
– аналитическое мышление и способность к быстрому анализу
– системный подход, который позволяет выделять главное и объединять в систему составляющие
– высокая организованность
– высокая скорость переключения с одного объекта на другой
Все это можно достигнуть, занимаясь специальными тренировками для мозга. Для определения степени влияния многозадачности на состояние человека в настоящее время нет отдельной методики. Для этого используют систему тестов:
– шкала тревоги Спилберга-Ханина
– тест на эмоциональный интеллект Холла
– тест Мюнстерберга
– тест на многозадачность
Для интереса предлагаю вам пройти тест Бурдона, где вы можете оценить свой уровень внимания, утомляемости, работоспособности, устойчивости к монотонной деятельности, в которой необходимо поддерживать высокий уровень внимания.